Главные проблемы в работе с музыкальными произведениями при игре на фортепиано

учитель и ученик

Обучая детей школьного возраста игре на фортепиано, можно описать наиболее ключевые проблемы, с которыми учителя музыки встречаюсь в процессе своей преподавательской деятельности. С развитием в современном мире новейших технологий, обилием роялей популярных брендов следует вывести на новый, качественный уровень систему образования. В том числе и музыкальное образование.

Музыкальное образование как процесс является взаимодействием двух сторон: деятельности преподавателя и деятельности воспитанника. Со стороны преподавателя – это сочетание обучения и воспитания, со стороны ученика – это формирование личности и использование музыкальных знаний, умений и навыков. В центре обучения стоит личность ученика, его сознание, отношение к самому процессу обучения. Задача преподавателя - привить любовь к музыке у всех детей путем постепенного знакомства их с музыкой, обучая их навыкам игры на фортепиано в доступной и интересной форме. Для достижения этой цели большое значение имеет учебный материал, на котором осуществляется музыкальное развитие ребенка.

Для маленьких начинающих, которые только делают первые шаги в обучении, очень важно найти их индивидуальные предпочтения. Чаще всего это произведения на основе народных песен. Проявление народного сознания в душах подрастающего поколения – это одна из ключевых задач и проблем педагога.

Обучение игре на фортепиано – это также сложный процесс, который содержит разучивание музыкального произведения, осознание его образа, исполнительской интерпретации, запоминания и исполнительского художественного исполнения. Все составляющие этого процесса тесно взаимосвязаны между собой.

Задача ученика во время разучивания заключается в овладении навыками разучивать и художественно исполнять музыкальные произведения в умении передавать содержание музыкального произведения при его исполнении. Начинать разучивать произведение следует по принципу: «музыка живет внутри нас, в нашем сознании, чувствах, воображении и т.п.». Работа над художественным содержанием должна проходить параллельно с начальным изучением и усвоением нотной грамоты. То есть, при изучении любых фраз, сразу добиваться их выразительного и содержательного звучания. Для педагога, на этом этапе важно найти свой опыт и средства воздействия на ученика. Обычно преобладают близкие средства – это показ своей игрой, которой можно показать и грамотное исполнение, и истолковать смысл произведения и раскрыть выразительность его языка..

Ритм - явление сложное и многогранное. Он является неотъемлемой составляющей всего процесса формирования музыканта. Является основой музыки и главной составляющей всего процесса обучения игре на фортепиано. Изучая музыкальный текст, значение имеет грамотное воспроизведение ритмических рисунков. Очень часто ритмичные, даже несложные места, учащимися разрушаются только потому, что они во время разучивания текста сосредоточены на других проблемах. Здесь нужен пристальный контроль со стороны учителя. Чередование длинных и коротких длительностей образуют различные ритмические рисунки. В произведениях школьного педагогического репертуара они не являются слишком сложными, но у детей возникают проблемы с правильным выполнением ритмических групп. Поэтому приходится отдельно отрабатывать сложные места с помощью хлопков, счетов. Иногда, изучая произведение, приходится использовать систему К. Орфа: подпевать различные напевы и скороговорки. Такой метод работы позволяет отработать метроритмические рисунки в сочетании с должным темпом.

Ни один профессиональный музыкант - педагог никогда не будет равнодушным к работе с учениками над принципами аппликатуры. Ведь, правильно заученная аппликатура, это и физическое удобство во время исполнения произведения, это и верное воспроизведение его художественного содержания. Следует помнить лишь следующее:

Как только ученик начинает изучать новое произведение, как только начинает читать ноты с листа, отрабатывать ритмические задания – то сразу следует это делать правильными пальчиками. Ведь существует такое понятие, как двигательная (мышечная) память. И она играет большую роль во время исполнения музыкального произведения.

Существуют следующие принципы аппликатуры

  • следует аппликатуру подчинять задачам художественной выразительности;
  • стремиться к естественной последовательности пальцев;
  • в секвенированных последовательностях одинаковые группы играть одинаковыми пальцами;
  • при подборе пальцев следует помнить, что рука должна быть в естественном состоянии;
  • также нужно помнить о природных особенностях пальцев. Например: первый палец-большой и тяжелый; третий палец – самый длинный, нужно держать наиболее закругленным; четвертый палец – выигрываются изящные музыкальные элементы, и тому подобное.

В более сложных работах существуют такие проблемы, как:

  • исполнение музыкальной мысли (фразы) с подменой аппликатуры;
  • повторение одной ноты – то, что в быстром темпе одним пальцем выполнить невозможно. Этот прием называется «чередование нот»;
  • подкладывание пальцев через четвертый и пятый. Это часто встречается в полифонических работах.

Такие места требуют отдельной домашней работы над ними.

И в завершение обратим внимание на то, с чего начинаются первые шаги обучения и отрабатывается на протяжении всех занятий.

Это правильная посадка за инструментом и правильная постановка рук и пальцев на клавиатуре. Конечно, на первых этапах обучения трудно контролировать еще и свою осанку. Кажется - это так не удобно. Но со временем дети сами понимают, что играть правильно гораздо проще, чем так, как захочется. Существуют определенные правила, которых следует придерживаться всегда:

  • опора на ноги;
  • прямая спина;
  • опущенные плечи;
  • локти держать так, чтобы между корпусом и руками была визуальная «единичка».

Во время игры руки должны помогать пальчикам, вся их опора от плеча до кончиков пальцев должна быть на клавиатуре. Важно, чтобы прикосновение пальцев было не на краю белых клавиш, а ближе к черным. И обязательно, не прогибать кисть, а пальчики держать закругленными. Трудно контролировать все и сразу. Поэтому важно работать над развитием техники, играть упражнения, гаммы, этюды.

Проработав выше упомянутые задачи, можно найти художественный образ произведения, который выражается в эмоциональной окраске. Главной составляющей художественного языка являются средства музыкальной выразительности. Они разнообразны, но отдельные из них присущи только одному виду искусства. Такие существуют и в музыке. Для примера: мелодия, гармония, ритм, темп, динамические оттенки. В совокупности они создают художественный образ.

Мелодия – это музыкальная мысль, выраженная одноголосно. Она играет важнейшую роль в музыке, передает мысли, эмоции, настроение. Именно она сочетает в себе различные средства музыкальной выразительности: темп, метр, ритм, лад, тональность, тембр, динамику. Работая с учеником над художественным образом произведения, нужно объяснить ему, какое значение имеет в музыкальной выразительности каждое из этих средств. Лишь тогда, когда ребенок поймет что хочет композитор отразить в произведении, тогда ему легче воспроизвести это и донести его до слушателя во время концертного исполнения.